ARTIST SPOTLIGHT: DOM & ROLAND (in Russian)

В нынешней ситуации, мы должны уважать тех, кто проложил дорогу той музыке, которая у нас есть сейчас. Молодежь нынче с легкостью получает ее, да и получить все и сразу стало гораздо проще по сравнению с прошлыми годами. Купить музыкальных программ, чтобы начать писать треки – легко! Пара колонок и лэптоп - и вот ты уже владеешь полной студией. В прошлом нам приходилось залезать в долги, чтобы купить хотя – бы пару позиций из списка, чтобы собрать сетап для студии и начать работать. Не было такого размаха социальных сетей, не было MP3, интернет был редкостью. Люди продавали пластинки из своих ящиков и шли в магазины или к дистрибьюторам, чтобы убедить их взять на реализацию, чтобы их могла услышать аудитория.

Большая часть музыки, созданная в те годы, считается «лучшей» за все время существования стиля, так же как и источником вдохновения для начинающих продюсеров. Иногда, и в правду, удивительно представить, как писались эти треки в 90-е с использованием простейшего набора: MIDI, самплера и консоли. Все эти продюсеры были настоящими первопроходцами, апологетами нового звучания, которое двигало музыку вперед. Задайте вопрос многим топовым dubstep продюсерам «Что вы слушали, когда были подростками?», и получите ответ «Drum’n’bass». Эта музыка стала фундаментом для современной «BASS» музыки.

Один из немногих стойких творцов, остающихся на плаву, который прошел немало за все это долгое время и упорно и настойчиво продолжающий выпускать свой фирменный глубокий, темный, безумный jungle/drum’n/bass – это Dominic Angas. Этот человек, заработавший репутацию талантливого артиста своими релизами на лейблах Moving Shadow и No U-Turn в 90-е, не растерял своей мощи до сих пор.

Я знал, что Dom такой же «псих» по части музыки как и я, поэтому я подготовился к небольшому интервью в студии с ним, и он не отказал. Представляем нашу новую рубрику «Артист в Фокусе», первым в которой появляется единственный и неповторимый Dom & Roland.

Ты давно уже в этой игре, сколько тебе было лет, когда твой первый трек подписали на лейбл?

Трек под названием «Wax Musical» вышел в 1994 на лейбле Saigon Recordings (подразделение No U-Turn). Мне тогда было 19.

Много чего изменилось с тех пор, какие самые значительные перемены ты можешь выделить в своей карьере за все это время?

Тогда не каждый мог записать и выпустить пластинку из-за того, что не у всех был капитал на покупку оборудования или на аренду студии. Я взял кредит в банк, чтобы купить все необходимое. Мне тогда требовалась сумма в 5000 фунтов. Я приобрел самплер Roland, привод CD-Rom, Atari 1040 с Midex, Cubase, модуль эффектов Yamaha SPX-990 и портативный Sony DAT для записи финальных версий. Для того, чтобы выровнять по уровню или добавить эффект, мне приходилось запускать звук с отдельно стоящего самплера через выход, выравнивать по уровню и самплировать его повторно и теперь уже с помощью кабеля записывать его через вход. Сейчас, конечно, это все устарело, но тогда это работало прекрасно. У всех тогда звук получался разным по тональности, все тогда пользовались разным оборудованием. В то время музыку мы слушали исключительно на кассетах или пластинках. Если у тебя был какой-то трек, то абсолютно точно ты за него заплатил, чтобы он у тебя появился. Мы не очень широко пользовались возможностями Internet.

Я думаю, что у молодежи изменилось также и отношение к тому, что они создают. Раньше было очень круто, когда ты создавал трек, непохожий ни на чей либо. Я был без ума от того времени, когда пропадал в виниловом магазине, спуская деньги на пластинки, которых ни у кого тогда еще не было. Благодаря этому я стал ощущать все движение, став его частью. Особенно когда парень в магазине достает тебе промо пластинку с белым яблоком из-под прилавка. Сейчас, если не считать очевидных перемен в форматах, все вернулось на круги своя. Я тут прочитал в одной статье, что гораздо круче любить тех же самых артистов, которых любят твои друзья. Так получается, что если ты по музыкальному вкусу отличаешься, то на тебя вешают ярлык «чудак». Для меня это полная чушь, мне сейчас 38, и, по мнению молодежи, я просто охренительно «древний».

Тяжело было распрощаться с Roland? Он придавал шарму твоим трекам.

Нет, на самом деле…Я и не прощался с ним никогда. Он также стоит на подставке, а вокруг него появляется все более новое оборудование. Я как-то даже включил его, нажав маленькую кнопочку «вкл». Его я и использовал во время написания альбома «Terminate», где я работал только с отдельными самплерами, консолью и эффектами с «железа».

Твои треки по звучанию очень насыщенные, эпичные, с зарисовками словно из кинофильмов. Что тебя вдохновляет? Кино? Музыка? Жизнь?

Кино, жизнь, музыка других людей, обычные вещи. Я вырос, играя классику на инструментах. Мои родители - оба оперные певцы. Поэтому я и впитал всю эту эпичность. Хотя, знаешь, я не могу смотреть оперу, не заснув при этом, или не начав искать любые другие занятия себе. Я фанат Sci-Fi, это помогает мне продлить полет фантазии.

Ты когда-нибудь писал не drum’n’bass?

Я занимался другой музыкой, но поверхностно. Ничего сам не выпускал. Но все может в один день изменится. Я смешивал Rock с электроникой для людей, кстати.

Ты, судя по всему, остаешься на музыкальной передовой. У тебя в работе самые последние плагины и оборудование. Кого из производителей ты сможешь выделить для себя?

Valhalla Ubermod звучит просто отлично, на чем угодно… По качеству не уступает моей «железяке» Eventide. У них очень крутые дилэи. Большинство плагинов Airwindows очень хороши. Больше всего мне нравятся у них Drive и Desk плагины. Моя цифровая рабочая станция – это Reaper, они также много чего изменили к лучшему. Продукция от Slate Digital неплохая, но стремный маркетинг компании скорее отбивает у меня желание работать с их продуктами.

А что из оборудования осталось с тобой до сегодняшнего дня?

Я уже долгое время поддерживаю DMG Audio. Я знаю Dave еще с тех пор, когда он работал since на Focusrite, тогда я тестировал бета версию Liquid Channel. Я всегда был вовлечен в их процесс, с самого момента основания компании. Все их плагины просто превосходны, кодировка у них в самом лучшем и подходящем виде для работы. Также я поработал с Pitchfunk не так давно. Мой фаворит на данный момент. Я использовал продукты от Soundtoys и долгое время тестировал их. Echoboy вы можете слышать практически всегда на треках, которые я пишу. Много использовал Filterfreak. Самплы от Acustica Nebula я использую очень давно, но они так и не получили должного уважения на рынке.

Ты входил в состав тестирющей команды над проектом Equilibrium у DMG Audio. Какие идеи ты привнес в процесс работы над улучшением этого эквалайзера?

Я предложил форму с плоской верхней частью, нажатие правой рукой по A/B/H кнопкам, чтобы просматривать изображения. Немного, конечно. Нас там была целая группа, мы обменивались идеями, в итоге получили наилучший способ того, как улучшить работу всех плагинов.

В твоих треках часто слышен перегруз. Как ты добиваешься подобного грязного звучания, характерного для Dom & Roland?

Я просто вывожу звук на плагинах или на «железе» в такой уровень, пока все не начинает звучать «паршиво», затем чуть подбираю, все довольно просто. Я могу сразу начать работать с уровнем, используя эквалайзер, отличный способ, если вы хотите проконтролировать, какие из частот начинают «перегружаться» в первую очередь. «Железо» звучит гораздо почти всегда лучше, когда вы выжимаете из него полную громкость, аналогично тому эффекту, когда вы пытаетесь добиться перегруза, используя digital оборудование.

Как ты относишься к переходу от аналогового к цифровому, вообще?

Нормально… Я давно уже этим занимаюсь. И я прекрасно понимаю, что для чего служит лучше всего. Я научился работе с Logic, когда моя студия была в главном офисе лейбла Moving Shadow, очень удобно было доставать Rob Playford всеми моими вопросами. Тогда вроже это был Logic 3. Audio instruments тогда еще не появились. Logic был возведен в ранг великого магнитофона.

И аналог и цифра имеют свои преимущества, ты с этим согласен?

Да, все, что связано с перегрузом, включая компрессию, то лучше аналоговое оборудование. Но бывают исключения из правил.

Ты долгое время работал с Logic, потом перешел на новую рабочую станцию. Трудно ли оставлять то, что удобно и привычно? Почему ты решил для себя уйти к новому оборудованию?

Как я понимаю, есть большая разница. Дело в том, как звучит сам трек, я не мог больше работать с Logic. Все их коды и прочее – просто не соответствуют современным стандартам. Есть несколько вещей, с которыми я не могу продолжать дальше. Вот несколько из них…
- не могу импортировать ничего на свою рабочую станцию с существующими 32bit.
- добавить что-то на луп (loop) – это получается нужно заново работать на лупом, это затратно по времени, ты словно зацикливаешься. Абсолютно бесполезно для доведения бита до совершенства.
- приходится нажимать «старт» и «стоп», чтобы услышать, любые изменения, которые ты внес.
- они удалили очень полезные вещи из «Audiosuite» меню, например конвертацию сампла по скорости дискретизации.

Я начал работать с Reaper, поскольку я смогу сохранить все свои ключевые команды в Logic, очень важный момент, я считаю, это возможность отдалять и приближать используя выделение «прямоугольником». Все очень понятно и четко. Также легко освоить и использовать в дальнейшем. Я обнаружил в нем для себя несколько полезных вещей. Звук лучше, гораздо чище и более открытый по сравнению с Logic. По акустике лучше всех идут Pro Tools, Cubase, Reaper и Studio On, затем Logic и замыкает список Ableton Live. С тобой и с остальными мы провели кучу скучных тестов, чтобы прийти к этому заключению. Сейчас же я работаю с Reaper, кнопками «вверх» и «вниз» я поднимаю питч аудиофрагментам, используя в режиме реального времени конвертор дискретизации (как самплер). Для более простых задач самплер мне как таковой не нужен. Звуковая волна также изменяется, мне наглядно проще работать с ней, так как я вижу, что с ней происходит. Меня удивило, когда вышел Logic X, что они упустили эти ключевые моменты. Несколько лет назад я перешел на Reaper и очень доволен этим.

Расскажи мне про макросы у Reaper?

Недавно я разработал такой для битов: он находит, разделяет переходы, производит квантование, усиливает легато, добавляет миллисекундное затухание до перехода. Похоже на Pro Tools’ Beat Detective. У вас есть под рукой редактор, в котором вы группируете список команд, а затем назначаете на определенную кнопку. Это прекрасно!

Может еще несколько приемчиков, которыми ты захочешь поделиться?

Когда обрабатываете звук, убедитесь, что звук исходный и полученный на выходе полностью совпадают. Иногда наш мозг любит над нами пошутить. Иногда лучше громче делать, это полезно.
Насколько мне известно, ты не большой любитель компрессии в большинстве случаев, это правда?
Мне нравится иногда работать с компрессией, например, когда дело доходит до басовой партии. Но в остальном, если мне она не нужна, то я ее и не использую. Предпочитаю вручную перегружать или редактировать динамический диапазон. Так получается более точно.

Ты часто сдвигаешь в треках ноты в поисках наилучшего грува. Ты многим еще известен также как любитель взять барабаны из одного брейкбита и наростить их на другой бит, который неотквантирован. Многие продюсеры не могут избавиться от страха, не попасть в сетку ударных.

Все дело в груве, как говорится. Часто надо мной смеялись, что я использую sample delay плагин и растягиваю хайхэт на 3 отдельных сампла, но я уже не раз доказывал, что я слышу это и чувствую. Даже барабанщики, которые играют под метроном, чаще всего опережают и запаздывают со снэйрами. Это и есть разница между обычным барабанщиком и профессионалом. Для электронной музыки – это не менее важный момент. Не забыли, мы говорим о очень маленьких величинах. Но их достаточно, чтобы прочувствовать разницу, особенно в контексте трека.

Для многих ты создатель одного из самых знаменитых drum’n’bass брейков – tramen, в котором звучат сразу несколько брейков из 70-х. Как тебе вообще идея, положить один брейк на другой в наше время?

Я создал Tramen брейк из нескольких всем хорошо известных брейков. Их было три, они легли друг на друга и получился грув. Все они были срезаны с виниловых пластинок, затем я вытянул их по уровню, и затем передо мной встало три задачи в рамках одного ритма. 3 разных брейка – три особенности. Я до сих пор могу положить один брейк на другой, если мне это будет нужно. Но чаще всего я предпочту найти один нужный, в котором будет всё. Я не хочу ломать голову над тем, чтобы по фазам их скомбинировать, если поверх одного kick’а мне нужен еще один, тоже самое и со снэйрами. Три брейка тогда были перегружены, скомпонованы в один за счет регуляции входного уровня на моей консоли (очень сложно сделать это, если использовать цифровое оборудование). Затем я повторно сделал сампл и еще раз провел «chopping». Тогда Trace работал над парой своих треков (я был звукоинженером у него) и убедил меня, что ему нужно использовать этот брейк (смеется). В итоге мы записали пару треков совместно, потом эти треки стали классикой. «Sonar» и «Mutant Jazz Revisited» были первыми из них. На одном из них я оставил брейк чистым с такта, потом его все начали «тырить». Все от Ray Keith до Bad Company и Optical строили свои треки на этой основе. Меня это раздражало, но я чувствую сейчас себя иначе. Для меня это честь.

После всего этого, ты все-таки записал первую пластинку для Metalheadz. Как проходила работа на ремиксом трека «Jah» для Goldie?

После всего этого… (смеется) Потому что меня не упомянули на Skylab EP у Ed Rush, никто и не знал, что сводил ее я, и записывали ее мы вместе с ним в 90-е. «Jah» был сложным треком. У меня ушел год на то, чтобы довести его до нужного уровня. Я хотел сохранить атмосферу оригинала, но при этом и придать треку немного современный вид. У меня не было самплов, и я все делал с нуля буквально. Это настолько крутой трек, что я захотел его сделать его абсолютно правильно. Goldie знал, что я работаю над ремиксом, но я не говорил ему над каким. Его просто вскрыло, когда я ему проиграл трек, получившийся в результате.

Что планируется на лейбле DRP (Dom & Roland Productions)?

Выйдет совместный сингл от меня и Hive, сборник ремиксов на треки с DRP от моих любимых артистов. Будут несколько синглов от новичков на лейбле – Armando и Xanadu. Потом планирую альбомы и собственные синглы. У меня много лежит треков, до которых пока не доходили руки, чтобы их выпустить. Вполне возможно, некоторые из них смогут выйти и на других лейблах.

http://specialrequestdnb.wordpress.com/2013/09/24/artist-spotlight-dom-r...
https://twitter.com/domandroland
https://www.facebook.com/domandroland
http://www.domandroland.com
photos: www.chelonewolfphotography.com
Оригинал: http://darkartmasters.tumblr.com/post/57628826338/artist-spotlight-dom-r...

Автор: Mike Bell @ Darkart Mastering
Перевод: Rustee @ Special Request (c) 2013

Материалы по теме

Комментарии